Об административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Информация пункта полиции

C каж­дым го­дом в ми­ре на­кап­ли­ва­ют­ся про­бле­мы свя­зан­ные с охра­ной окру­жа­ю­щей сре­ды. В Рос­сии борь­ба с на­ру­ше­ни­я­ми в сфе­ре эко­ло­гии ста­ли очень важ­ным ас­пек­том адми­ни­стра­тив­но­го и иных от­рас­лей пра­ва.
Эко­ло­ги­че­ские пра­во­на­ру­ше­ния – это де­я­ния (дей­ствия или без­дей­ствие) про­тив эко­ло­ги­че­ско­го пра­во­по­ряд­ка, при­но­ся­щие вред окру­жа­ю­щей сре­де, здо­ро­вью и иму­ще­ству лю­дей. Для объ­ек­тив­ной сто­ро­ны эко­ло­ги­че­ско­го пра­во­на­ру­ше­ния ха­рак­тер­но на­ли­чие трех эле­мен­тов:
-про­ти­во­прав­ность де­я­ния;
-при­чи­не­ние вре­да или на­ступ­ле­ние ре­аль­ной угро­зы его при­чи­не­ния;
-су­ще­ство­ва­ние при­чин­ной свя­зи меж­ду про­ти­во­прав­ным по­ве­де­ни­ем и на­сту­па­ю­щим вре­дом.
Ста­тьей 75 Фе­де­раль­но­го за­ко­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 10.01.2002 №7-ФЗ за­креп­ле­но, что за на­ру­ше­ние за­ко­но­да­тель­ства в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды преду­смот­ре­на, в том чис­ле адми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность.
Адми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность за пра­во­на­ру­ше­ния в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды уста­нов­ле­на, преж­де все­го, нор­ма­ми гла­вы 8 Ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (да­лее – КоАП РФ), а так­же от­дель­ны­ми нор­ма­ми глав 7, 10 КоАП РФ, ес­ли пра­во­на­ру­ше­ние со­зда­ет угро­зу при­чи­не­ния вре­да окру­жа­ю­щей сре­де.
пра­во­на­ру­ше­ния.
Ос­нов­ные ви­ды адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­да, со­вер­ша­е­мых на тер­ри­то­рии Бур­лин­ско­го рай­о­на:
Ста­тья 8.2 КоАП РФ. Не­со­блю­де­ние тре­бо­ва­ний в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды при об­ра­ще­нии с от­хо­да­ми про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния
Ста­тья 8.6 КоАП РФ. Пор­ча зе­мель вы­ра­жен­ное в са­мо­воль­ном сня­тии или пе­ре­ме­ще­нии пло­до­род­но­го слоя поч­вы
КоАП РФ Ста­тья 8.28. Не­за­кон­ная руб­ка, по­вре­жде­ние лес­ных на­саж­де­ний или са­мо­воль­ное вы­ка­пы­ва­ние в ле­сах де­ре­вьев, ку­стар­ни­ков, ли­ан
Ста­тья 8.28.1 ч.5. Транс­пор­ти­ров­ка дре­ве­си­ны без оформ­лен­но­го в уста­нов­лен­ном лес­ным за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке со­про­во­ди­тель­но­го до­ку­мен­та
Ста­тья 8.29. Уни­что­же­ние (ра­зо­ре­ние) му­ра­вей­ни­ков, гнезд, нор или дру­гих мест оби­та­ния жи­вот­ных
Ста­тья 8.37. На­ру­ше­ние пра­вил охо­ты, пра­вил, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих ры­бо­лов­ство и дру­гие ви­ды поль­зо­ва­ния объ­ек­та­ми жи­вот­но­го ми­ра
Пра­во­на­ру­ше­ний со­глас­но ста­тьям 8.2, 8.3, 8.6, 8.12, 8.12.1, 8.13, 8.14, 8.21, 8.31, 8.38, 8.45, 8.45.1 КоАП РФ об­ла­да­ют по­вы­шен­ной об­ще­ствен­ной опас­но­стью, мо­гут при­чи­нить зна­чи­тель­ный ущерб со­сто­я­нию окру­жа­ю­щей сре­ды.

За на­ру­ше­ния в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды на­зна­ча­ют­ся сле­ду­ю­щие ви­ды адми­ни­стра­тив­но­го на­ка­за­ния:
1. Пре­ду­пре­жде­ние как наи­ме­нее стро­гое адми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние на­зна­ча­ет­ся за ряд пра­во­на­ру­ше­ний, об­ла­да­ю­щих наи­мень­шей об­ще­ствен­ной опас­но­стью – на­при­мер, ста­тья 8.23 «Экс­плу­а­та­ция ме­ха­ни­че­ских транс­порт­ных средств с пре­вы­ше­ни­ем нор­ма­ти­вов со­дер­жа­ния за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ в вы­бро­сах ли­бо нор­ма­ти­вов уров­ня шу­ма». Это пра­во­на­ру­ше­ние с фор­маль­ным со­ста­вом, то есть без на­ступ­ле­ния вред­ных по­след­ствий и вы­ра­жа­ет­ся в на­ру­ше­нии опре­де­лен­ных пра­вил и тре­бо­ва­ний в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды.
2. Адми­ни­стра­тив­ный штраф – са­мый рас­про­стра­нен­ный вид на­ка­за­ния. Для долж­ност­ных и юри­ди­че­ских лиц штра­фы зна­чи­тель­но боль­ше, чем для граж­дан – на­при­мер, для юри­ди­че­ских лиц мак­си­маль­ный раз­мер штра­фа в гла­ве 8 КоАП РФ – до 1 млн руб­лей (на­при­мер, ста­тья 8.35 «Уни­что­же­ние ред­ких и на­хо­дя­щих­ся под угро­зой ис­чез­но­ве­ния ви­дов жи­вот­ных или рас­те­ний»). Кро­ме то­го, раз­мер штра­фа мо­жет за­ви­сеть не толь­ко от об­ще­ствен­ной опас­но­сти пра­во­на­ру­ше­ния и при­чи­нен­но­го ущер­ба, но так­же ис­чис­лять­ся в за­ви­си­мо­сти от ка­даст­ро­вой сто­и­мо­сти зе­мель­но­го участ­ка, сто­и­мо­сти вод­ных био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов и иных пред­ме­тов адми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.
Пре­ду­пре­жде­ние и штраф за пра­во­на­ру­ше­ния в рас­смат­ри­ва­е­мой сфе­ре мо­гут на­зна­чать­ся упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми и их долж­ност­ны­ми ли­ца­ми.
Сле­ду­ю­щие три ви­да адми­ни­стра­тив­но­го на­ка­за­ния, в от­ли­чие от преды­ду­щих, мо­гут на­зна­чать­ся толь­ко су­дом:
3. Кон­фис­ка­ция ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та адми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния как бо­лее стро­гое на­ка­за­ние на­зна­ча­ет­ся физи­че­ским, долж­ност­ным и юри­ди­че­ским ли­цам – за бо­лее се­рьез­ные пра­во­на­ру­ше­ния, преду­смот­рен­ные, на­при­мер, ча­стью 3 ста­тьи 8.26 «Раз­ме­ще­ние ульев и па­сек, а так­же за­го­тов­ка при­год­ных для упо­треб­ле­ния в пи­щу лес­ных ре­сур­сов (пи­ще­вых лес­ных ре­сур­сов) и сбор ле­кар­ствен­ных рас­те­ний на зем­лях, на ко­то­рых рас­по­ло­же­ны ле­са, в ме­стах, где это за­пре­ще­но, ли­бо не­раз­ре­шен­ны­ми спо­со­ба­ми или при­спо­соб­ле­ни­я­ми, ли­бо с пре­вы­ше­ни­ем уста­нов­лен­но­го объ­е­ма или с на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­ных сро­ков, а рав­но сбор, за­го­тов­ка и ре­а­ли­за­ция ука­зан­ных ре­сур­сов, в от­но­ше­нии ко­то­рых это за­пре­ще­но», ча­стью 2 ста­тьи 8.28 «Не­за­кон­ная руб­ка, по­вре­жде­ние лес­ных на­саж­де­ний или са­мо­воль­ное вы­ка­пы­ва­ние в ле­сах де­ре­вьев, ку­стар­ни­ков, ли­ан, со­вер­шен­ные с при­ме­не­ни­ем ме­ха­низ­мов, ав­то­мо­то­транс­порт­ных средств, са­мо­ход­ных ма­шин и дру­гих ви­дов тех­ни­ки, ли­бо со­вер­шен­ные в ле­со­пар­ко­вом зе­ле­ном по­я­се, ес­ли эти дей­ствия не со­дер­жат уго­лов­но на­ка­зу­е­мо­го де­я­ния» и дру­ги­ми ста­тья­ми гла­вы 8 КоАП РФ.
4. Ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го пра­ва – в ви­де пра­ва осу­ществ­лять охо­ту –на­зна­ча­ет­ся со­глас­но ча­стям 1, 1.1, 1.2, 1.3 ста­тьи 8.37 «На­ру­ше­ние пра­вил охо­ты, пра­вил, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих ры­бо­лов­ство и дру­гие ви­ды поль­зо­ва­ния объ­ек­та­ми жи­вот­но­го ми­ра» и при­ме­ня­ет­ся толь­ко к физи­че­ским ли­цам.
5. Адми­ни­стра­тив­ное при­оста­нов­ле­ние де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся са­мым стро­гим на­ка­за­ни­ем для юри­ди­че­ских лиц и лиц, осу­ществ­ля­ю­щих пред­при­ни­ма­тель­скую де­я­тель­ность без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, и на­зна­ча­ет­ся на срок до 90 су­ток. Адми­ни­стра­тив­ное при­оста­нов­ле­ние де­я­тель­но­сти мо­жет быть на­зна­че­но су­дьей рай­он­но­го су­да, ес­ли ме­нее стро­гих на­ка­за­ний не­до­ста­точ­но, чтобы до­стичь це­лей адми­ни­стра­тив­но­го на­ка­за­ния, предот­вра­тить на­ступ­ле­ние вред­ных по­след­ствий для окру­жа­ю­щей сре­ды и пре­кра­тить про­ти­во­прав­ное по­ве­де­ние ли­ца.
По­сколь­ку эко­ло­ги­че­ские ин­те­ре­сы, пра­во на бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую сре­ду и обя­зан­ность охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды пре­иму­ще­ствен­но но­сят пуб­лич­но-пра­во­вой ха­рак­тер, в КоАП РФ со­сре­до­то­че­ны в ос­нов­ном фор­маль­ные со­ста­вы, не преду­смат­ри­ва­ю­щие на­ступ­ле­ния по­след­ствий и не тре­бу­ю­щие уста­нов­ле­ния при­чин­ной свя­зи де­я­ний и вред­ных по­след­ствий.
Та­ким об­ра­зом, адми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ния в сфе­ре охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды, преду­смот­рен­ная за­ко­но­да­тель­ством об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях яв­ля­ет­ся важ­ным ин­стру­мен­том за­щи­ты кон­сти­ту­ци­он­но­го пра­ва граж­дан, про­жи­ва­ю­щих на тер­ри­то­рии Ал­тай­ско­го края, на бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую сре­ду и эф­фек­тив­ным сред­ством для предот­вра­ще­ния эко­ло­ги­че­ских пра­во­на­ру­ше­ний.