Профилактика правонарушений и преступлений в сфере миграции

Во­про­сы ми­гра­ци­он­ной по­ли­ти­ки уре­гу­ли­ро­ва­ны за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. За­ко­ном опре­де­лен по­ря­док въез­да на тер­ри­то­рию на­шей стра­ны и вы­ез­да из нее ино­стран­ных граж­дан, уста­нов­ле­ны ос­но­ва­ния их пре­бы­ва­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что боль­шин­ство ино­стран­ных граж­дан въез­жа­ет на тер­ри­то­рию на­шей стра­ны с це­лью за­ня­тия тру­до­вой де­я­тель­но­стью. Вме­сте с тем, не ис­клю­че­ны и иные при­чи­ны как за­кон­но­го, так и не­за­кон­но­го въез­да на тер­ри­то­рию Рос­сии, вклю­чая це­ли со­вер­ше­ния тяж­ких и осо­бо тяж­ких пре­ступ­ле­ний, в том чис­ле тер­ро­ри­сти­че­ско­го и экс­тре­мист­ско­го ха­рак­те­ра.

Во­про­сы при­вле­че­ния к тру­до­вой де­я­тель­но­сти ино­стран­ных граж­дан так­же уре­гу­ли­ро­ва­ны за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Эта про­це­ду­ра при­зва­на ис­клю­чить слу­чаи не­за­кон­но­го на­хож­де­ния на тер­ри­то­рии Рос­сии в ка­че­стве тру­до­вых ми­гран­тов на­хо­дя­щих­ся в меж­ду­на­род­ном ро­зыс­ке пре­ступ­ни­ков, лиц, име­ю­щих опас­ные за­боле­ва­ния и иных ка­те­го­рий граж­дан, пре­бы­ва­ние ко­то­рых на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся не­же­ла­тель­ным.

Вме­сте с тем, не­ко­то­рые не­доб­ро­со­вест­ные пред­при­ни­ма­те­ли с це­лью из­вле­че­ния пу­тем ухо­да от упла­ты на­ло­гов при­бы­ли в осо­бо круп­ном раз­ме­ре пы­та­ют­ся ор­га­ни­зо­вать не­за­кон­ный въезд на тер­ри­то­рию на­ше­го го­су­дар­ства ино­стран­ных граж­дан с по­сле­ду­ю­щим при­вле­че­ни­ем их к тру­до­вой де­я­тель­но­сти. За на­ру­ше­ние ино­стран­ны­ми граж­да­на­ми по­ряд­ка въез­да на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ре­жи­ма пре­бы­ва­ния, не­за­кон­но­го осу­ществ­ле­ния ими тру­до­вой де­я­тель­но­сти преду­смот­ре­на адми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность по ст.ст. 18.8, 18.10, 18.15, 18.16 Ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях.

Ста­тья 322. 1 УК РФ преду­смат­ри­ва­ет уго­лов­ную от­вет­ствен­ность за ор­га­ни­за­цию не­за­кон­но­го въез­да в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию ино­стран­ных граж­дан и лиц без граж­дан­ства. Мак­си­маль­ный срок на­ка­за­ния по ча­сти 1 дан­ной ста­тьи преду­смат­ри­ва­ет 5 го­да ли­ше­ния сво­бо­ды. В слу­чае, ес­ли это де­я­ние со­вер­ше­но ор­га­ни­зо­ван­ной груп­пой ли­бо с це­лью по­сле­ду­ю­ще­го со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, уго­лов­ная от­вет­ствен­ность на­сту­па­ет по ча­сти 2 ста­тьи 322. 1 УК РФ, а раз­мер на­ка­за­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся до 7 лет ли­ше­ния сво­бо­ды.

Не все­гда этой ка­те­го­ри­ей граж­дан со­блю­да­ют­ся пра­ви­ла въез­да на тер­ри­то­рию на­шей об­ла­сти ли­бо ре­жи­ма пре­бы­ва­ния (про­жи­ва­ния) в ре­ги­оне, что не толь­ко вле­чет при­вле­че­ние их к уста­нов­лен­ным ви­дам от­вет­ствен­но­сти, но и со­зда­ет пред­по­сыл­ки для меж­на­цио­наль­ных кон­флик­тов.

Дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство преду­смат­ри­ва­ет раз­лич­ные ви­ды от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния тре­бо­ва­ний в об­ла­сти ми­гра­ци­он­ных от­но­ше­ний.

Ста­тья­ми 18.8, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ уста­нов­ле­на от­вет­ствен­ность в ви­де штра­фа ино­стран­ных граж­дан и лиц без граж­дан­ства за на­ру­ше­ние:

- пра­вил въез­да в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию ли­бо ре­жи­ма пре­бы­ва­ния (про­жи­ва­ния);

- пред­став­ле­ние при осу­ществ­ле­нии ми­гра­ци­он­но­го уче­та за­ве­до­мо лож­ных све­де­ний ли­бо под­лож­ных до­ку­мен­тов. Раз­мер штра­фа со­став­ля­ет от 2 до 5 ты­сяч руб­лей. Кро­ме то­го, воз­мож­но адми­ни­стра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

От­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ния в об­ла­сти тру­до­вой ми­гра­ции уста­нов­ле­на ста­тья­ми 18.10, ч.2 ст. 18.17 КоАП РФ.

За на­ру­ше­ние пра­вил пре­бы­ва­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ино­стран­ных граж­дан и лиц без граж­дан­ства так­же не­сут от­вет­ствен­ность при­гла­ша­ю­щая или при­ни­ма­ю­щая сто­ро­на, долж­ност­ные ли­ца юри­ди­че­ско­го ли­ца, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го об­слу­жи­ва­ние ино­стран­но­го граж­да­ни­на или ли­ца без граж­дан­ства. За это пра­во­на­ру­ше­ние за­ко­ном уста­нов­ле­ны бо­лее су­ро­вые санк­ции.

Для обес­пе­че­ния со­блю­де­ния тре­бо­ва­ний ми­гра­ци­он­но­го за­ко­но­да­тель­ства, не­до­пу­ще­ния про­ти­во­прав­ных дей­ствий ор­га­на­ми кон­тро­ля и над­зо­ра, пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми при­ни­ма­ют­ся ме­ры по про­фи­лак­ти­ке пра­во­на­ру­ше­ний в ми­гра­ци­он­ной сфе­ре.

В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ино­стран­ные граж­дане и ли­ца без граж­дан­ства поль­зу­ют­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пра­ва­ми и не­сут обя­зан­но­сти на­равне с граж­да­на­ми РФ, кро­ме слу­ча­ев, уста­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном или меж­ду­на­род­ным до­го­во­ром Рос­сии. На ос­но­ва­нии со ст. 2.3. КоАП РФ, к адми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти мо­жет быть при­вле­че­но ли­цо, до­стиг­шее к мо­мен­ту со­вер­ше­ния адми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния воз­рас­та шест­на­дца­ти лет.

На­чаль­ник ми­гра­ци­он­но­го пунк­та Е.Я. Су­да­ко­ва