Местное самоуправление
Экономика и бизнес
Контрольно-Ревизионная комиссия
Муниципальное хозяйство
Пограничное Управление ФСБ
Информация из ведомств
Вы здесь:
Template Selector

Прогноз социально-экономического развития Бурлинского района на 2017-2019 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по основным параметрам прогноза социально-экономического развития
Бурлинского района на 2017-2019гг.
Общая оценка социально-экономической ситуации
в Бурлинском районе за отчетный период
Муниципальное образование Бурлинский район входит в состав Алтайского края и состоит в свою очередь из следующих муниципальных образований: Бурлинский, Михайловский, Новоандреевский, Новопесчанский, Новосельский, Ореховский, Партизанский, Рожковский и Устьянский.
В районе наблюдался рост показателей производства промышленной продукции в 2015 году. В связи с отсутствием промышленных предприятий производством промышленной продукции в районе занимаются предприятия ЖКХ (производство тепла), сельхозпредприятия, сельские администрации и индивидуальные предприниматели. Удельный вес производства промышленной продукции в объеме края составляет всего 0,031%. По производству валовой сельхозпродукции – 0,61%. Наблюдается незначительный рост в сфере розничной торговли. На качественно новый уровень вышло торговое обслуживания населения района. Открыты современные торговые комплексы и магазины, особенно в районном центре, позволившие существенно улучшить качество и расширить ассортимент оказываемых услуг населению.
В течение последних лет до 2015 года отмечается снижение численности занятых в экономике района. В 2015 году этот показатель уменьшился на 1,8% к уровню 2014 года и составил 4163 человека. Такое снижение связано с сокращениями в учреждениях и предприятиях. В Бурлинском районе по состоянию на 01.01.2016 г. проживает 10640 человек. Как и в большинстве районов Алтайского края, в последние годы численность населения района сокращается. За 2013-2015 годы в связи с миграционной убылью и естественной убылью численность населения сократилась на 543 человека.Среднемесячные денежные доходы на душу населения по району за 2015 год составили 8657 рублей, что выше уровня 2014 года на 0,8%.
Прогноз МО Бурлинский районна 2017-2019 годы разрабатывается в целях повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в муниципальном образовании.
Прогноз подготовлен на основе данных о социально-экономическом развитии муниципального образования Бурлинский район за 2014-2015 годы, с учетом оценки ожидаемых результатов 2016 года и тенденций развития экономики и социальной сферы в 2017-2019 годах с применением индексов-дефляторов, предложенных Минэкономразвития России на 2016-2019 годы.
Разработка прогноза велась по двум вариантам (базовый и целевой), предусматривающему сохранение благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики и ориентированному на повышение жизненного уровня населения муниципального образования.
1. Промышленное производство
Основу промышленного производства муниципальное образование Бурлинский район по-прежнему составляют предприятия ЖКХ, подсобные производства при непромышленных и сельскохозяйственных организациях с различными формами собственности.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг
собственными силами по оценке 2016 года составит 81582,8 тыс. рублей, намечается незначительный рост к уровню 2015 года (в сопоставимых ценах) на 5%. Определяющее влияние на итоги работы промышленности будут оказывать предприятия обрабатывающих производств и производство и распределение тепла. Бюджетообразующими предприятиями являются «МУП «Бурлинские тепловые сети» - производство и распределение теплоэнергии, МУП «Михайловское ЖКХ» - производство и распределение теплоэнергии, водоснабжение.
Предполагается возобновление деятельности по ловле рыбы (2016-2017гг.), по оценке 2016 года будет увеличен объем производства изделий мучных кондитерских (ИП Маевский В.Л.). Производством промышленной продукции при непромышленных предприятиях занимаются все сельские администрации, отдельные индивидуальные предприниматели.
В целях поиска и расширения сбыта продукции практикуется проведение различных районных мероприятий, ярмарок. В районе нет предприятий, занимающихся переработкой с/х продукции, поэтому мясо и молоко для дальнейшей переработки вывозится за пределы района, в основном это г. Славгород и г. Карасук.
Чтобы обеспечить устойчивый рост экономики, необходимо поддерживать промышленность и инфраструктурные отрасли, что потребует соответствующих инвестиционных вложений.
Наличие полезных ископаемых (глина, песок, керамзит, лечебная грязь) на территории района обеспечивает потенциал развития таких видов деятельности, как производство строительных материалов, грязелечение.
2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство района представлено 31 крестьянским (фермерским) хозяйством, 7 сельхозпредприятиями и подсобными хозяйствами населения района. Основными видами деятельности в общественных хозяйствах является растениеводство, производство молока и племенное скотоводство, в хозяйствах населения – содержание скота, свиней и птицы, производство молока, выращивание картофеля и овощей.
За 2015 год валовая продукция сельского хозяйства составила 871,1 млн. рублей, ИФО – 117,5%. По оценке 2016 года намечается уменьшение объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на 0,5% , валовая продукция составит 904,9 млн. рублей в связи с сокращением поголовья крупного рогатого скота.
По предварительной оценке 2016 года при условии успешного проведения уборочных работ намечается получить зерновых и зернобобовых культур 23829 тонн, что на 1% раза больше уровня 2015 года, подсолнечника (в весе после доработки) намечается получить 4931 тонны или на 0,5% больше уровня 2015 года. По прогнозу на 2017 год намечается увеличить производство зерновых и зернобобовых культур базовый вариант на 0,5% и целевой – на 1% уровня 2016 года, что составит 23949 тонн и 24069 тонн соответственно, в 2018 г. - 2019г рост составит в среднем 1% к уровню предыдущего года.
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств по оценке 2016 года составит 12400 голов, что составляет 102% уровня 2015 года, в т.ч. поголовье коров во всех категориях хозяйств по оценке 2016 года на 0,3% больше уровня 2015 года и составит 5500 голов. Это объясняется принятием мер по реализации муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Бурлинского района на 2015-2020 годы».
Поголовье свиней по оценке 2016 года составит 2402 головы или 100,5% к уровню 2015 года.
Производство скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств по оценке 2016 года составит 2300 тонн или на 0,04% больше уровня 2015 года.
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств уменьшится на 10% по оценке 2016 года к уровню 2015 года и составит 16985 тонн.
По прогнозу на 2017 г, 2018 г, 2019 г во всех категориях хозяйств намечается незначительное увеличение поголовья крупного рогатого скота, в т.ч. коров, а также рост поголовья свиней и птицы. По хозяйствам всех категорий намечается увеличить производство скота и птицы на убой в живом весе: в 2017 г., 2018 г., 2019 г – в среднем по базовому варианту больше на 0,6% и целевому больше на 1% - к уровню предыдущих лет.
Надой молока на 1 корову по прогнозу в с/х предприятиях намечается довести в 2017г.- до 3005 и 3010 кг, в 2018г. - до 3015 и 3020 кг. в 2019г. - до 3025 и 3030 кг.
В 2015 годах завершилось строительство 2-х коровников по 600 мест в «ИП Дайрабаев М.М.». В 2017-2019 годах для улучшения кормовой базы, роста производства продукции животноводства в ООО «АгроСтрой» планируется построить орошаемый участок.
3. Инвестиции
Привлечение инвестиций остается главным условием обеспечения необходимых темпов экономического роста, решения стоящих перед МО Бурлинский район социальных задач.
На развитие экономики и социальной сферы района в 2015 году за счет всех источников финансирования без субъектов малого предпринимательства направлено 71,5 млн. рублей, что на 5% меньше уровня 2014 года (в сопоставимых ценах).
В течение 2015 года велись следующие работы:
- продолжение строительства здания МОУ «Устьянская средняя (полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края – 62,3 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 3,2 млн. рублей, средств краевого бюджета – 59 млн. рублей и за счет средств местного бюджета – 0,6 тыс. рублей;
- индивидуальными застройщиками введено 2 квартиры общей площадью 444 кв.м;
- производился ремонт улично-дорожной сети на 1091,6 тыс. рублей, за счет краевого и местного бюджета).
По оценке 2016 г. намечается увеличение объема инвестиций на 1,1% в связи с планируемыми мероприятиями:
- завершение строительства здания МОУ «Устьянская средняя (полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края (лимит на год: федеральный бюджет - 32,5 млн. рублей, краевой – 27,3 млн. рублей, местный – 2,2 млн. рублей);
- реконструкция водопровода в с. Бурла 4 этап: 19981,874 тыс. рублей, в том числе краевой бюджет – 19961,874 тыс. рублей и местный бюджет – 20 тыс. рублей;
- создание парка в селе Бурла улица Ленина, 10а;
- ремонт улично-дорожной сети на 1800 тыс. рублей, за счет краевого и местного бюджета).
На 2017 год:
- строительство нового корпуса поликлиники КГБУЗ «Бурлинская центральная районная больница» с теплым переходом на 200 посещений в смену, в том числе разработка ПСД – 60 млн. рублей краевой бюджет по краевой целевой программе 80*80;
- продолжение реконструкции водопровода в с. Бурла 4 этап;
- строительство цеха по переработке рыбы (ООО «Лесное»);
- строительство орошаемого участка в ООО «АгроСтрой».
На 2018 год:
- продолжение строительства нового корпуса поликлиники КГБУЗ «Бурлинская центральная районная больница» с теплым переходом на 200 посещений в смену, в том числе разработка ПСД – 60 млн. рублей краевой бюджет по краевой целевой программе 80*80;
На 2019 год:
- продолжение строительства цеха по переработке рыбы (ООО «Лесное»);
Ввод в эксплуатацию жилых домов намечен только за счет средств индивидуальных застройщиков. Ожидается ввести по оценке 2016 г. 730 кв.м. жилья, по прогнозу на 2017 год – 760 и 840 кв. м.. на 2018 год – 890 и 970 кв. м., на 2019 год – 1010 и 1040 кв. м.
4. Строительство
Объем работ, выполняемый по виду деятельности «Строительство», всего по району за 2015 год составил 71 тыс. рублей. Строительных предприятий в районе нет. Жилищным строительством занимается население.В 2015 году индивидуальными застройщиками введено 2 квартиры общей площадью 444 кв.м.
В прогнозируемый период планируется увеличить площадь вводимого жилья до 1040 кв. м. общей площади или в расчете на 1000 человек населения – до 100 кв. м.
Площадь ветхого и аварийного жилого фонда за последние годы не изменилась, осталась на уровне 2200 кв. м., что составляет 0,75% от общей площади жилья.
5. Потребительский рынок
В среднесрочной перспективе на динамику розничного товарооборота существенное влияние будут оказывать рост реальных денежных доходов населения, расширение сети торговых предприятий, насыщение рынка товарами, а также тенденция ослабления инфляционного давления потребительских цен.
В прогнозный период розничный товарооборот будет демонстрировать позитивную динамику - по оценке 2016 года оборот розничной торговли увеличится в сопоставимых ценах на 0,1% к уровню 2015 года и составит 378794,4 тыс. рублей. По прогнозу на 2017 г, 2018 г, 2019 г. намечается регулярное увеличение оборота розничной торговли к уровню предыдущего года. На незначительное повышение данного показателя в 2015 году повлияло то, что в районе закрылось 5 магазинов.
Оборот общественного питания по оценке 2016 года составит 16416,4 тыс. рублей на уровне 2015 года (в сопоставимых ценах).
В целях создания условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства в районе проводятся следующие мероприятия:
1. Общественный Совет по развитию предпринимательства при главе района
2. Проводится День открытых дверей в Информационно-консультационном центре при администрации района.
3. Существуют объединения и союзы предпринимателей, на которых проводятся семинары, рассматриваются вопросы и вручаются Почетные грамоты и Благодарственные письма предпринимателям района.
4. Создана инвестиционная комиссия по выдаче микрозаймов на развитие бизнеса.
5. Принята муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Бурлинском районе на 2015-2020 годы».
К тенденциям рыночного характера относится увеличение количества видов платных услуг образовательных, медицинских услуг населению, услуг в области культуры, а также развитие малого и индивидуального предпринимательства. Факторами нерыночного характера являются механизмы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей, включая услуги ЖКХ.
Сфера услуг удовлетворяет жизненные потребности населения, проживающего на территории Бурлинского муниципального района. При этом конкретные условия и особенности обслуживаемой территории - численность и плотность населения, покупательская способность, транспортная доступность и другие факторы – являются определяющими во всей деятельности этой сферы, формировании ее производственной программы, определении пунктов размещения, оптимизации их специализации и назначения.
Объем платных услуг населению по оценке 2016 года увеличится к уровню 2015 года на 0,5% и составит 88100,5 тыс. рублей.
По прогнозу на 2017г. темп роста составит 100,7 и 101%, 2018г – 101,5 и 102%, 20198 г. – 110,2%. Увеличение объема платных услуг намечается в связи с тем, что в районе зарегистрировано ООО «Профи Курс» (автошкола), а также в связи с реконструкцией водопровода в с. Бурла ООО «Пристрой» предоставляются услуги по подключению водопровода к жилым домам, к зданиям учреждений и организаций.
6. Уровень жизни населения
Большое влияние на рост денежных доходов населения оказывает политика государства.
Денежные доходы населения растут не только за счет оплаты труда, но и за счет различных социальных выплат. Социальные трансферты увеличиваются за счет роста среднего размера выплачиваемых пенсий в связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения, индексацией базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также благодаря увеличению размеров других социальных выплат.
Продолжится реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения.
Базовая часть трудовых пенсий в прогнозный период будет индексироваться, в дальнейшем это позволит значительно повысить размер пенсий. В результате средний размер трудовых пенсий за 2016-2018 годы увеличится на 40%. Реализация указанных выше мер позволит повысить уровень материальной обеспеченности пенсионеров.
Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации, будут проиндексированы с учетом инфляции. Это относится, прежде всего, к государственным пособиям на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В прогнозируемом периоде по-прежнему будет уделяться внимание повышению доходов работников бюджетной сферы.
Денежные доходы населения МО Бурлинский район по оценке 2016 года увеличатся на 1% по отношению к уровню 2015 года с учетом индекса потребительских цен и составят 1123919 тыс. рублей. По прогнозу 2017 г. намечается увеличение денежных доходов на 2 и 3% к уровню оценки 2016 года, по прогнозу 2018 г. и 2019 г. намечается увеличение на 3 и 3,5% и 4,5 и 5% соответственно к уровню предыдущего года.
Среднемесячные доходы на душу населения по оценке 2016 года составят 8920 рублей, темп роста – 103% к уровню предыдущего года. По прогнозу намечается увеличение к уровню предыдущего года: 2017 г - на 3 и 3,5%, 2018 г - на 3 4%, 2019 г. - на 5 и 5,4% .
Расходы населения по оценке 2016 года сложатся в сумме 911464 тыс. рублей, увеличатся к уровню 2015 г на 3%. По прогнозу 2017г намечается увеличение расходов населения к предыдущему году на 4,6 и 4,8%, 2018 г - на 2 и 3%, 2019 г – 2,7 и 3%.
Превышение доходов над расходами ежегодно отражает прирост остатка денежных средств, недостаточность развития рыночной инфраструктуры ведущей к вывозу денег за пределы района.
7. Труд и занятость
В течение последних лет до 2015 года отмечается снижение численности занятых в экономике района. По оценке 2016 года также предполагается снижение к уровню 2015 года на 63 человека или на 1,5%, 2017 г. – на 2,9 и 0,1%, 2018 г. – на 0,7 0,4%, 2019 г. – на 2,4 и 2,7%. В связи с тем, что многие предприятия оптимизировали свои структуры, сократилась численность работающих. В то же время организованы новые рабочие места. В значительной степени на снижение численности работников повлияло банкротство, ликвидация и реорганизация предприятий. Часть высвободившихся работников перераспределились в сферу предпринимательства. В 2015 году в районе создано 115 новых рабочих мест. Продолжается трудоустройство молодых специалистов. Работают специальные программы временной занятости населения. С работодателями ведется постоянная работа по своевременной выплате заработной платы. Все предприниматели платят наемным работникам заработную плату выше МРОТ. По Государственной программе «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы в районе за 2015 год освоено 19313,46 тыс. рублей. Среднемесячная зарплата по району увеличилась к уровню 2014 г. на 0,1% и составила 16393 руб. По оценке 2016 года планируется увеличение данного показателя к предыдущему году на 5%, в 2017 году – на 4 и 5%, в 2018 – на 4,5 и 5,5%, в 2019 году – на 5 6 %%. Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, по оценке 2016 года увеличится с 289 человек до 302.
Фонд заработной платы по оценке 2016 года составит 338541 тыс. рублей, уменьшился к уровню 2015 года на 2,8%.
Администрация района проводит активную политику занятости населения, оказывается помощь в развитии малого бизнеса и самозанятости населения, создаются новые рабочие места, у индивидуальных предпринимателей по найму ежегодно в среднем работает около 200 человек.
Для улучшения рынка труда Бурлинского района утверждены следующие муниципальные целевые программы:
- «Содействие занятости населения Бурлинского района» на 2015-2020 годы.
- «Развитие малого и среднего предпринимательства в Бурлинском районе на 2015 -2020 годы».
Принятие мер, направленных на сохранение рабочих мест, а также планируемое строительство ряда социальных объектов и инвестиционные вложения позволят сохранить уровень зарегистрированной безработицы по оценке 2016 года – 5,2%.
8. Демография
По оценке 2016 года намечается уменьшение среднегодовой численности населения с 10711 человек в 2015 году до 10500 человек или на 2%, так как высок уровень смертности. По оценке 2016 года ожидается уровень смертности – 13%. К 2019 году коэффициент смертности уменьшится до 12,4. Ухудшился в 1 полугодии 2016 года показатель миграционного прироста. За 2015 год коэффициент миграционной убыли населения составил – (-102,7), а в 2014 году – (-155,3).
Меры, предпринимаемые на федеральном, краевом и муниципальном уровнях оказывают свое положительное влияние на демографическую ситуацию, но пока еще не меняют ее коренным образом. Требуется длительная и системная работа, соответствующие финансовые ресурсы и целенаправленная система мер, реализуемая на всех уровнях исполнительной и законодательной власти.
9. Туризм
Сфера туризма в Бурлинском районе представлена 3 объектами: база отдыха (с. Старопесчаное), оздоровительный лагерь «Солнечный», гостиница Администрации района. Общее количество мест одновременного размещения 170. В последние годы увеличивается поток туристов из соседних районов, из г. Барнаула, из других регионов. Однако отдых в основном не организован, не развита инфраструктура на прибрежных территориях. Единственная база отдыха на 96 мест не отвечает спросу и уровню развития сферы развлечений и сервисных услуг (в 2016 году база отдыха ООО «Волна» признана банкротом, на данный момент другой собственник).
В прогнозный период Администрацией района планируется привлечь инвестора к строительству базы отдыха на берегу озера «Песчаное», а также сдать в аренду имущество оздоровительного лагеря «Солнечный». Планируется разнообразить сферы развлечений и сервисные услуги. Численность туристов будет увеличена с 1,425 тыс. человек в 2015 году до 2 тысяч в 2019 году. В связи с имеющимися рыбными ресурсами панируется создать туристический маршрут на озеро «Песчаное».
10. Бюджет
Бюджет района подготовлен на основании данных отчета за 2015 год. Отчет об исполнении бюджета Бурлинского района за 2015 год утвержден на районном Совете народных депутатов Решением от 30.03.2016 № 12 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Бурлинского района за 2015 год». Данные по оценке на 2016 год рассчитаны на основании решения РСНД «О бюджете Бурлинского района на 2016 год» от 22.12.2015 г. № 44, решения РСНД «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета народных депутатов от 22.12.2015 г. № 44 «О бюджете Бурлинского района на 2016 год» от 31.05.2016 г. № 24.
Доходы бюджета района за 2015 год характеризуются положительной динамикой (2014г. – 2227161 тыс. рублей, 2015г. – 246671 тыс. рублей). На фоне роста доходов наблюдается темп снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета района. Налоговые и неналоговые доходы по сравнению с 2014г. уменьшились на 2,6% и составили 43894 тыс. руб. На спад данных доходов повлияло уменьшение поступлений НДФЛ на 5,7%, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 61%, ЕСН на 5,5%, неналоговые доходы и сборы на 11%. План по сбору собственных доходов в консолидированный бюджет выполнен на 102%. В общем объеме доходов консолидированного бюджета доля безвозмездных поступлений из краевого бюджета составляет 82%.
В 2015 году основными налогоплательщиками в бюджет района в отчетном году были АО «ПЗ Бурлинский», МО МВД России «Славгородский», Западно-Сибирская железная дорога филиал ОАО «РЖД», ООО «АгроСтрой», МУП «БТС», Славгородское отделение № 179 ОАО «Сбербанк России», филиал ОАО «МРСК Сибири «Алтайэнерго», Бурлинский филиал Северо-Западного дорожно-строительного управления (Завьяловское ДСУ – 5), ГУ Управление Пенсионным Фондом РФ. Регулярно поступал в отчетном году налог на доходы физических лиц от учреждений бюджетной сферы.
Исполнение расходной части бюджета МО Бурлинский район за 2015 год составило 239749 тыс. рублей, что на 1,1% выше уровня 2014 года.
По оценке 2016 года налоговые и неналоговые доходы в структуре доходов бюджета района составят 45338,5 тыс. рублей, увеличатся к уровню 2015 года на 3,3%, в т.ч. налоговые доходы составят 40216,7 тыс. рублей, увеличатся к уровню 2015 года на 5%. Неналоговые доходы и сборы по оценке 2016 года составят 5121,8 тыс. рублей, уменьшатся к уровню 2015 года на 8,5%.
Доходы консолидированного бюджета района в 2016 году к уровню 2015 года уменьшатся с учетом возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет бюджета района на 38%.
Объем расходов районного бюджета в 2016 году уменьшится к уровню 2015 года на 32% и составят 162177,4 тыс. рублей, в том числе финансирование общегосударственных вопросов сократится на 18,8% и составит 20980,6 тыс. руб., на национальную безопасность на 40,6% и составит 780,5 тыс. руб., на ЖКХ на 55,5%, и составят 701,5 тыс. руб., на образование на 38% и составят 111994,6 тыс. руб., на культуру и кинематографию – на 19,5% и составят 10453,1 тыс. руб., на социальную политику - на 20% и составят 8628,6 тыс. руб. Расходы на национальную оборону в 2016 году увеличатся к уровню 2015 года на 13% и составят 544,5 тыс. рублей, на национальную экономику на 73% и составят 5966,9 тыс. руб. В расходах районного бюджета на 2016 год учтено удорожание материальных затрат и услуг жилищно-коммунального хозяйства Планирование расходов на оплату бюджетными и казенными учреждениями потребленных воды, горюче-смазочных материалов, тепловой энергии, электрической энергии, угля осуществлялось исходя из сокращения объема потребления ими каждого ресурса на 12 процентов по отношению к уровню 2009 года, согласно ст. 24 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
По прогнозу расходы бюджета в 2017-2019 годы будут увеличиваться в среднем ежегодно на 1 - 2%.
В целях увеличения доходной части местных бюджетов, обеспечения полноты и своевременности поступления доходов в бюджет района необходимо:
- совместно с налоговыми органами продолжить работу по погашению кредиторской задолженности в бюджет района по налогам и сборам;
- активизировать работу по легализации заработной платы, а именно проводить заседания трехсторонней комиссии по урегулированию выплаты заработной платы, уменьшению задолженности и увеличению поступления в бюджет налога на доходы физических лиц, постоянно проводить работу по постановке на налоговый учет и уплате налога на доходы физических лиц хозяйствующих субъектов (филиалов), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории Бурлинского района;
- проводить работу по выявлению объектов налогообложения малого предпринимательства, а также осуществлять контроль за предпринимателями, предоставляющими «нулевые декларации» и предпринимателями, уплачивающими минимальный налог;
- проводить работу по актуализации налоговой базы по местным налогам.
В части обеспечения местных полномочий, в бюджете предусмотрены в полном объеме расходы на оплату труда с начислениями работников бюджетной сферы и муниципальных служащих, а также расходы на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями;
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств стоит задача:
- обеспечить отсутствие просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы;
- обеспечить своевременную оплату за потребленные коммунальные услуги бюджетными учреждениями, не допуская просроченной кредиторской задолженности;
- ограничить принятие новых расходных обязательств муниципального образования, а также увеличение финансирования действующих обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
- разработать лимиты расходования тепловой и электрической энергии, твердого топлива, горюче-смазочных материалов, воды для дальнейшего финансирования согласно утвержденным лимитам;
- повысить эффективность расходов местных бюджетов и снизить неэффективные расходы, сокращать расходы на управление, численность аппарата управления.
11. Перечень основных проблемных вопросов, сдерживающих социально-экономическое развитие муниципального района
Наличие целого комплекса проблем не позволяет району ускорить темпы социально-экономического развития территории.
Наиболее острыми проблемами в сфере социально-экономического развития Бурлинского района являются:
- отсутствие промышленных предприятий в районе (кроме 2-х теплоснабжающих предприятий;
- недостаток привлекательных объектов для инвестирования – предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов;
- низкий уровень конкурентоспособности и инновационности существующих организаций;
- доминирование аграрного сектора в структуре экономики района;
- низкие темпы технического перевооружения в сельском хозяйстве, экстенсификация сельскохозяйственного производства;
- низкое качество жизни сельского населения, сложное положение в социально-трудовой сфере, низкая заработная плата;
- недостаток собственных ресурсов субъектов малого предпринимательства и затрудненный доступ к разным источникам финансирования;
- низкий уровень вовлеченности населения и хозяйствующих субъектов в инвестиционные процессы в районе;
- дефицит местных бюджетов, не позволяющий выполнить финансовые обязательства по реализации муниципальных проектов, что приводит к увеличению числа незавершенных строительством объектов;
- недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита приводит к образованию кредиторской задолженности и в районной администрации и в сельских поселениях;
- низкая собственная доходная база районного и сельских бюджетов;
- убыточность большинства государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- низкий уровень эффективности использования государственной недвижимости;
- высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченная ростом доходов основной части населения;
- высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры;
- тяжелое финансовое положение предприятий, высокая кредиторская задолженность;
- отсутствие инвестиций в отрасль;
- относительно низкое качество жилья, недостаточный уровень благоустроенности жилищного фонда всеми видами благоустройства, неразвитость конкурентной среды в сфере содержания и ремонта жилья;
- низкое качество автомобильных дорог из-за ограниченных возможностей дорожного фонда;
- высокий удельный вес населения, нуждающегося в социальной защите (51%);
- низкий уровень развития материально-технической базы учреждений социальной защиты, недостаточное обеспечение отрасли объектами социального обслуживания населения;
- низкий уровень доходов населения, значительная часть населения имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума;
- сокращение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли населения;
- изменение возрастной структуры населения района сокращение удельного веса молодежи, старение населения;
- низкая продолжительность жизни населения;
- существенные диспропорции в уровне оплаты труда между различными секторами экономики и территориями района;
- дефицит квалифицированных рабочих кадров и управленцев;
- высокий уровень безработицы в районе;
- существенные территориальные различия по объему и качеству предоставляемых образовательных услуг, создающие неравные возможности для выпускников школ продолжить дальнейшее обучение;
- низкая материально-техническая и кадровая обеспеченность образовательного процесса;
- несоответствие профессиональной структуры подготовки рабочих и специалистов потребностям экономики района;
- сохранение высокого уровня заболеваемости населения, в том числе социально-опасными болезнями;
- рост числа заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения, в том числе болезни системы кровообращения, травмы и отравления,
- низкое качество предоставляемых медицинских услуг.
- отсутствие условий для равного доступа всех категорий населения района к отечественному и зарубежному культурному наследию и культурным ценностям;
- недостаточный уровень финансирования отрасли, не позволяющий повысить оснащенность учреждений культуры необходимым оборудованием, требуется замена 30% библиотечных фондов;
- высокая степень изношенности материально-технической базы учреждений культуры;
- низкий профессиональный уровень кадров в учреждениях культуры, низкая заработная плата.
Заместитель главы Администрации района,
начальник Управления по экономическому
развитию, имущественным и земельным отношениям
администрации района
О.В. Пыльцов